Для чего нужны Управляющие советы?

2016-04-07_18-44-16Заместитель главного редактора издания Сергей ВАРШАВЧИК побеседовал с человеком, который очень хорошо знает ответ на этот вопрос – с председателем Управляющего совета ГБОУ «Лицей № 2010 имени Героя Советского Союза М.П. Судакова» и директором Некоммерческого партнерства содействия государственно-общественному управлению в образовании «Доверие. Партнерство. Право» — Андреем Николаевичем АЛФЁРОВЫМ

— Андрей Николаевич, расскажите, пожалуйста, о своей организации:

— Главная цель нашего Партнерства – всестороннее развитие государственно-общественного управления в образовательных организациях, под которыми подразумеваются такие коллегиальные органы управления, как Управляющий совет, общее собрание работников, педагогический совет, к ним также могут и относиться — родительское собрание, Наблюдательный совет и Попечительский совет.

НП «Доверие. Партнерство. Право» оказывает образовательным организациям — организационную, информационную, методическую, правовую, консультационную и любую иную помощь, для того, чтобы все вышеперечисленные органы не просто существовали в локальных актах учреждения, но и действительно работали и тем самым могли давать результат на правах социального партнера. В частности, проводим семинары, конференции, тренинги, то есть, оказываем не столько теоретическую, сколько практическую помощь.

Партнерство также занимается издательской деятельностью – на сегодняшний день мы издали около 20 книг просветительского характера. От «Кодекса Родителя» и «Кодекса члена Управляющего совета» до нормативно-правовых актов регулирующие деятельность коллегиальных органов управления образовательным Комплексом. В дальнейшем планируется издание методической литературы, необходимой для руководителей образовательной организации и педагогического состава, затрагивающей правовые вопросы развития государственно-общественного управления, а также для родительской общественности скоро выйдет книга — «Кодекс Семьи», в которой в доступной форме освещены вопросы здорового климата в семье и воспитания подрастающего поколения.

— Занимаетесь, своего рода, ликбезом?

— В какой-то мере, да. Например, не все ученики уверены в том, что они могут действительно быть избраны в Управляющий совет и реально участвовать в управлении своего «Альма-матер», согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Участвовать и выбираться через Совет обучающихся, и вообще вопрос механизма выборов в Управляющий совет от всех категорий – родителей через Совет родителей, педагогов через – Общее собрание работников, про учеников сказал, роль кооптированных членов и роль представителя от Учредителя – Департамента образования г. Москвы в этом стратегическом органе, как Управляющий совет – вопрос на сегодняшний день стоит остро, открыто, много обращаются с просьбой провести инструктаж по процедуре выборов, а также об участии в качестве общественных наблюдателей на этих выборах, для их полной легитимности, что сейчас в основном осуществляет городской экспертно-консультативный совет при ДОгМ, членом которого я также являюсь, как юрист специализирующийся по образовательному праву.

— Как давно Ваше Партнерство существует и в пределах какой территории оно осуществляет свою деятельность?

— Оно появилась 26 июня 2014 года, а ее учредителями стали три московских школы – следовательно, пока данная работа проходит только на территории Москвы. Однако, перенять, такого рода опыт в образовании, думаю хотят получить и другие регионы, пока не буду говорить какие, мы сейчас готовимся участвовать в разных региональных Конференциях и тем самым будем транслировать опыт своей работы.

Возвращаясь к разговору об Управляющем совете, хочу отметить, что наше Партнерство работает, в первую очередь, над тем, чтобы выработать правильный алгоритм работы Управляющего совета. В частности, ликвидировать такое понятие, как «карманный» Управляющий совет. Знаете, такой, который не столько работает, сколько выполняет для директора той или иной школы что-то на грани нарушения законодательства.

— Как сейчас обстоит дело с «карманностью» Управляющего совета в Москве?

— Сейчас все стало настолько открыто и просто, что такое встречается в единичных случаях. Сужу об этом, как член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы, в чьи обязанности – вот уже несколько лет – входит разбираться с обращениями (жалобами), в основном, родительской общественности. И скажу Вам с полной уверенностью, что все дороги по этим обращениям ведут в Управляющий совет.

Родители как особая категория также имеют право – как на самовыдвижение, так и по рекомендации – выбираться и принимать участие в работе Управляющего совета образовательной организации. Ведь участие родителей в жизни школы мотивирует их детей к учебе и творчеству. Ребенок, видя положительное отношение родителей, и сам проникается ответственностью за свои поступки, становится ближе и к родителям, и к школе. Родители должны знать, что без них сегодня не справиться ни одной образовательной организации. Поэтому важно понимать, что сегодня школа как никогда нуждается в родителях, а они нуждаются в ней, и каждая из сторон надеется на тесное и плодотворное сотрудничество!

— То есть, директор теперь не всевластен, как в советские времена?

– Не совсем так. Проблема заключается в том, что члены Управляющего совета несут ответственность только общественную, морально-нравственную. Перед собой, своими коллегами, детьми… Они могут, например, подписать баллы по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда, но все равно за все будут спрашивать с директора. Ответственность, от финансово-хозяйственной до уголовной, – только у него.

— Если прибегнуть к военному сравнению, директор – это командующий армией, а УС – это члены Военного совета, которые отвечают кто за тыл, кто за политическое обеспечение?

— Можно прибегнуть и к другому сравнению. Я называю членов Управляющий совет – «Государственно-Школьной Думой», а директора – главой кабинета министров, поскольку он – руководитель – единоличный исполнительный орган. Отрадно, что все чаще в члены Управляющего совета стали попадать профессионалы из разных областей, например, есть родители из банковской сферы, которые умеют читать цифры и могли бы оказать какую-то помощь в этом плане. Люди из правоохранительных органов, которые могли бы дать определенный совет или дельные рекомендации в сфере безопасности школы, встречаются члены Управляющего совета – адвокаты и судьи, бизнесмены и депутаты и т.д.

На сегодняшний день очень немаловажный стал фактор, что председателем Управляющего совета путем кооптации (кооптация – это введение в состав управляющего совета новых членов без проведения выборов) становятся очень интересные люди, как например, член нашего Партнерства – ГБОУ Гимназия № 1520 имени Капцовых – председатель Управляющего совета – руководитель Федерального агентства по туризму, или вот тоже член Партнерства ГБОУ Гимназия № 1576 – председатель Управляющего совета – Министр по торговле Евразийская экономическая комиссия, или член Партнерства ГБОУ Школа № 806 – председатель Управляющего совета – депутат Московской городской думы, и перечислять еще можно долго и много. То есть можно сказать, что вектор развития государственно-общественного управления задан верно, и его развитие во всех отношениях идет правильным путем и нам есть что транслировать регионам.

— Что такое добровольная аккредитация Управляющих советов и почему она все больше и больше набирает силу в образовательных организациях города Москвы?

Суть проста – если Управляющий совет образовательной организации желает получить доверие московских семей и Департамента образования города Москвы, упрочить имидж своей образовательной организации, показать, что он действительно ориентирован на приоритет в развитии государственно-общественного управления, то Управляющему совету, конечно, необходимо пройти добровольную аккредитацию на соответствие Базовым принципам (Стандартам) деятельности Управляющих советов образовательных организаций.

Целью условий добровольной аккредитации Управляющих советов является признание результатов и условий деятельности этого Совета, иными словами, выявить у себя сильные и слабые стороны и устранив последние, получить Сертификат на соответствие Стандартам деятельности УС.

Это своего рода некий «общественно-правовой аудит». Приезжает аккредитованный эксперт Общественного совета при ДОгМ, который проверяет не только наличие необходимых документов по государственно-общественному управлению, но также интервьюирует фокус-группу, проводит анкетирование. То есть, проверяет, действительно ли Управляющий совет функционирует в полной мере. После устранения Управляющим советом образовательной организации отдельных, небольших недостатков, касающиеся в основном содержания или отсутствия локальных нормативно-правовых актов, регулирующие их деятельность на которые были указаны в «заключении» эксперта, Общественный совет при ДОгМ рекомендует аккредитовать Управляющий совет образовательной организации на год, а если Комплекс является членом Партнерства, то на три года.

Тревожит другое. В Москве сейчас 700 учебных комплексов, а подали на добровольную аккредитацию всего только 62, из которых половина проверяется экспертами. Что же получается? Остальные стесняются? Боятся проверки?

— А как обстоит дело в ГБОУ Лицее № 2010, где вы являетесь председателем Управляющего совета?

— Во-первых, я стал председателем Управляющего совета ГБОУ Лицей № 2010 совсем недавно в конце ноября 2015 года и одну из своих первых задач видел в приведении в соответствие всей нормативно-правовой базы: всех документов, приказов, протоколов касающиеся коллегиальных органов управления. И мы это сделали, теперь зайдя к нам на сайт Лицея в раздел — Управляющий совет – Вы сможете увидеть отлично оформленную страницу с прекрасным содержанием, которую могут брать за образец другие школы для оформления своего раздела УС. Также провести обучение членов УС с выдачей им сертификатов, что уже и было сделано в начале этого года.

Во-вторых, Управляющий совет принял самое непосредственное участие в подготовке и проведение очень знатного мероприятия – Гала-концерт Фестиваль «Венок содружества» приуроченный к Международному дню толерантности в ГБОУ Лицей № 2010.

В-третьих, Управляющий совет согласовал размер оплаты за детский сад, но наверно, правильнее говорить, плату за пребывания в дошкольных группах, также согласовал стимулирующие выплаты ФОТ работникам ГБОУ Лицей № 2010 как перед новым годом, так и перед весенними праздниками.

В-четвертых, Управляющий совет провел расширенное заседание Совета родителей – куда входят только председатели родительских комитетов, целью которого было познакомиться с новым составом УС, а в большей степени со мной, как председателем УС – показать раздел сайта про УС – про виртуальную приемную, про документы, также с раздела УС можно перейти и на сайт Партнерства – где собран уникальный контент – вебинары по УС, селекторы касающиеся УС, книги, новости, нормативно-правовая база по УС, короче все то, что может пригодиться всем участникам образовательного процесса ГБОУ Лицей № 2010.

Итак, продолжение следует..

— Не было ли для Вас неожиданностью, когда Вам предложили занять эту общественную должность?

— Нет. По первому образованию я юрист, по второму – педагог. Работал в городе Иркутске и в г. Москве учителем истории и обществознания в школе, преподавал в вузах, участвовал в различных Всероссийских образовательных форумах и как участник, и как тренер – учитель, работал и юрисконсультом в школе и т.д. поэтому образование для меня – очень близкая и более чем понятная сфера, в которой я живу, и которая живет во мне.

Впервые меня пригласили председателем Управляющего совета еще в 2011 году в детский /сад № 654 «Кораблик» в ЮАО, в который ходили двое моих детей. Когда они перешли в школу, я стал председателем родительского комитета и членом Управляющего совета ГБОУ СОШ № 492.

Выступая на родительском расширенном собрании в прошлом году (опять же, оказывая консультационную, информационную, методическую помощь), мне было сделано предложение, путем кооптации войти и стать председателем Управляющего совета ГБОУ Лицей № 2010, я сразу же согласился.

— Не просто школы, а лицея. Что, на ваш взгляд, означает это название?

— Лицей на мой взгляд – вид общеобразовательного учреждения, в котором более углубленно изучаются отдельные предметы. У нас есть предпрофильные и профильные классы, мы развиваем программу международных отношений, например, участвуем в рамках сотрудничества в программе ПРИЯ проект распространения итальянского языка в России.

Департамент образования г. Москвы с пониманием относится к появлению таких названий – «лицей», «многопрофильный образовательный комплекс». К отказу от цифр и переход к названиям — допустим, «Бибирево», «Свиблово». Это делается для большей узнаваемости школ, чтобы появилось что-то новое, а на мой взгляд индивидуальное.

Наш лицей в р-не Люблино сейчас является самым большим учебным комплексом, и мы должны держать высокий уровень учебной и воспитательной подготовки, но главное, чтобы Управляющий совет вел активную работу в реализации «дорожной карты» развития своего образовательного Комплекса.

 

Полностью журнал «Управляющий совет» можно скачать, нажав сюда.

Александр Ельканович

Author Александр Ельканович

More posts by Александр Ельканович