Современный учитель должен у нас в России быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда ранее не стоял, и не стоит, и не может стоять, пока общество целиком и полностью является потребительским.
Пожалуй, нет другой профессии, на которую бы так ревниво и настойчиво было направлено родительское внимание: школе, учителю мы доверяем наших детей — свое будущее и будущее нашей страны.
Школа учится учить всех. Что это значит на практике? Раньше слабые ученики, почему-либо отставшие, запустившие занятия, покидали школу, отсеивались. В старших классах учитель работал с теми, кто прошел сквозь этот стихийный отбор, — с ребятами более или менее равными если и не по возможностям, то по своему отношению к учению. Сегодня современный учитель уже не может ориентироваться на некоего «среднеарифметического» ученика. Учитель должен находить стимулы к занятиям и для тех, кто легко постигает науку, и для тех, кому учение дается тяжело.
С другой стороны, если прежде учитель мог ограничить себя задачей передать ученику определенную сумму знаний и оценить его успеваемость, проверив, насколько он их усвоил, то теперь перед учителем встает прекрасная, но далеко не простая задача — развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Такова сегодняшняя потребность общества. В разных сферах труда нужно все больше инициативных работников, готовых настраиваться на быстрые и решительные перемены. В первую очередь от духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его человеческого таланта зависит не только дух школы, но и ее атмосфера в общем, так как это определяет направление мыслей, интересов, стремлений его воспитанников. Школа сейчас преодолевает период, когда привычные, устоявшиеся каноны сдвинулись, а все новое еще укладывается.
Скептики сетуют: в школе воспитывать некогда — программы перегружены, в семье воспитывать некому — родители заняты работой. Но разве учитель не воспитывает, когда учит? А усилия мысли, общая увлеченность учителя и учеников на уроке? А интереснейшие споры вокруг судеб исторических личностей и литературных героев? А совместные размышления о том пути, который прошла и которым идет наша страна в столько противоречивое и одновременно очень интересное время? А умение учителя дать слабейшему ученику вкусить радость победы? Учителя надо понимать! Помогать ему работать вдохновенно! Беречь его время и силы! Не числом внеурочных мероприятий достигается успех воспитания в школе. Секрет его прежде всего в самом учении.
Учение и воспитание сегодня рассматривается в свете завтрашнего дня, пробуя его мерки. И тут нельзя полагаться только на уже найденные ответы и решения, нужны анализ, диалог, размышление, внимание к ежедневному труду педагогической мастерской. Говорят, что хороших методов обучения ровно столько, сколько хороших учителей. И пусть даже это преувеличение, но доля истины в нем есть, ибо каждый хороший учитель личность неповторимая.
А чтобы ответить на вопрос о возможном призвании хотя бы в самом общем виде, надо изучать и поддерживать склонности и способности ребят. Притом как можно раньше. Пусть хотя бы с той степенью вероятности, которую дают известные сегодня приемы и методы. И потому полезно приглядеться к опыту, к работе тех учителей, которые не только хорошо это понимают, но и ревностно пекутся о том, чтобы раскрыть у ребят их дарования.
Почти во всех выпусках разных учителей есть способные ребята, рано выявившие свои склонности. И это «рано» помогает им сознательно готовить себя к осуществлению своих планов. Они заблаговременно ищут учебное заведение, не ограничиваясь рамками своего города, настойчиво занимаются в школе, в различных кружках, посещают элективные курсы и т. д. И хотелось бы отметить, что в основном даже в случае неудачи при поступлении куда целились, все равно не изменяют своей склонности, работают непременно в той отрасли, которую избрали.
Очередной опрос, по традиции проведенный в московских школах среди старшеклассников, показал, что только половина ребят могут уверенно сказать, куда собираются идти дальше.
А вот пора окончательного выбора сжимается для многих учеников в один только месяц после школьных экзаменов. Ясного стремления к какой-либо профессии или хотя бы сфере труда у этих ребят нет. Знак равенства удаче или неудаче чаще всего ставится в зависимости от «поступил — не поступил в вуз». В какой именно — отходит на задний план. В короткое время смещаются все прежние представления. Например, девочка, решавшая к каждому уроку десятки задач по физике и химии, прежде вызывала у одноклассников снисходительное удивление, у учителей гордость, у родителей радость. Зато в последнем полугодии одиннадцатого класса многие, а также такие, как эта девочка, бросились к репетиторам. А после ЕГЭ на основании уже полученных результатов начинается нервное метание от одного вуза в другой. Казалось бы, выбор того или иного вуза программируется заранее. У каждого ученика должна быть хоть в чем-то проявившаяся склонность. Но давайте вдумаемся: так ли уж мы все — и школа, и родители, и общественность — внимательны к таким особым личным склонностям и способностям ребят, чтобы и сами они стремились себя разглядеть?
Размышляя о желаниях и возможностях человека, один из самых многосторонних в истории человечества гениев, Леонардо да Винчи, писал в одном из своих философских сонетов: «Желай мочь должное». Эту предельно сжатую в словесном выражении мысль можно, наверное, толковать более пространно так: сумей раскрыть свои возможности, сумей понять, в чем ты более всего можешь стать полезен людям, и прояви себя в этом со всей щедростью. Чтобы мечта стала реальной, ее надо основать на точном знании себя. Каждый человек, желающий стать учителем в той или иной области, должен отдавать себе отчет о той ответственности, которую он берет на себя, а именно влиять на умы еще не сформировавшихся личностей.
Человек в юном возрасте часто решает задачу выбора, имея слишком много неизвестных: он не очень хорошо знает свои способности, смутно сознает свои склонности, он недостаточно уверен в прочности своих знаний. Вот поэтому-то современный учитель должен четко понимать свою роль в этом процессе развития гражданского общества.
Школа по самой своей сути призвана воплощать в воспитании социальные цели. Школа распахивает перед юным человеком мир познания, приобщает его к интеллектуальному труду, общественной жизни. А с чего начинается воспитание в семье? Не с той ли первой улыбки, которую видит ребенок на лице склонившейся к нему матери, с первого ощущения излучаемой на него нежности, с первой радости общения? В семье получает ребенок изначальные уроки нравственности, учится чувствовать и понимать чувства других людей. Эту разницу важно понимать и потому, что учитель и родители не подменяют, а дополняют друг друга, совершая одно, самое трудное на свете дело — воспитание человека.
Рацион семейной жизни, как это ни покажется странно, более всего беден витаминами общения. И острее всего замечают недостаток домашнего общения дети, эти наши рационалисты, которых мы так часто осуждаем за черствость, сухость, невнимательность. Чего хотели бы дети от своих родителей? Чтобы мы больше интересовались их школьными проблемами, друзьями, стремились бы разделить с ними их радости и огорчения. Дети ощущают не просто недостаток общения, а именно общения двустороннего. Когда-то совместный труд распределял в семье все роли. Участие в нем каждого было самоочевидным и определяло его авторитет. Сейчас члены семьи, как правило, работают в разных местах — их труд отчужден от дома. Тем важнее вводить ребят в круг общих забот. Каждый, наверное, помнит такие дни, будь то ремонт квартиры или весенние работы на даче, когда все дружно, с шутками помогают друг другу, охваченные общим радостным возбуждением. Но не только в труде совершается так необходимый и детям и взрослым обмен духовными ценностями. А просто прогулки? А домашнее творчество — от кулинарии до техники? Музыка? Разнообразные игры — от шахмат до городков? А домашние праздники? Совместные действия в семье имеют не только утилитарную цель, но и сплачивают ее как коллектив. Эта простая истина порой ускользает от нас.
Московские социологи исследовали зависимость между социальным положением, квалификацией, образованием родителей и успеваемостью учеников начальной школы. Оказалось, что социальное положение и профессия родителей имеют меньшее значение, чем их квалификация и образование. Важно то, что определяет широту интересов людей, их жизненный тонус, их самооценку. Ведь человек, увлеченный своим делом, не может не проявлять этого в разговорах, настроении, отношении к окружающим.
Дети жаждут приблизить нас к себе на началах полной взаимности. Не потому ли среди тех качеств, которые хотели бы они видеть у своих родителей, особенно подчеркивается чувство справедливости? Они хотят, чтобы родители ощутили необходимость признавать свои собственные ошибки и заблуждения. Девочки жаждут этого прежде всего от матери. Мальчики — от отца. И еще они находят, что нам, взрослым, не хватает чувства юмора. Не слишком ли высокопарны наши речи, когда мы обращаемся к ним с требованиями и замечаниями по мелочам?
Родной дом, он же семья — это и сердечность, и доверие, и взаимная помощь, и любовь, и ответственность. Кажется, все это возникает, рождается, проявляется само собой. Но все-таки создается нами самими.
И вот тут я, пожалуй, пока поставлю точку, ибо размышлениям о труднейшей из профессий, о родителях и их детях, то есть о нас, не может быть конца — это тема бесконечная и всегда самая важная, образование — это краеугольный камень успешного развития гражданского общества в России.
Андрей АЛФЕРОВ, директор некоммерческого партнерства содействия государственно-общественному управлению в образовании «Доверие. Партнерство. Право», заместитель председателя Общественного совета при Департаменте образования города Москвы, председатель комиссии по правовым вопросам Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при ДОгМ